вторник, 3 апреля 2012 г.

За стабильность!


Не могу сказать, что идея стать наблюдателем на выборах Президента Российской Федерации зрела у меня давно. Да, с некоторых пор, я всё больше и больше был не согласен с политикой существующей власти, да и средствами реализации этой самой политики доволен тоже был не особо. Но, как это уже давно замечено: «... люди скорее склонны терпеть зло, пока оно ещё переносимо, чем пользоваться своим правом упразднения привычных форм жизни...» [Декларация независимости США]. Однако, так или иначе, любому терпению наступает конец. Моё иссякло на этапе парламентских выборов, от чего и захотелось мне хоть как то повлиять на сложившийся ход событий. Сюда же можно присовокупить здоровый человеческий интерес, а так же желание получить некий опыт, которого в моей жизни ещё не было.
Поскольку институт гражданских наблюдателей некоторое время назад был упразднён действующей властью, а к политическим партиям и самим кандидатам я не хочу иметь никакого отношения, то единственной для меня возможностью попасть на голосование в качестве наблюдателя стало вступление в ряды СМИ. Это обстоятельство, с подачи моего друга Станислава Шевченко, и привело меня в стан Ассоциации «ГОЛОС» [http://golos.org/] (далее просто «ГОЛОС»).
Да, это моя протокольная рожа
Да, это моя протокольная рожа
Согласно политике «ГОЛОС»а, мы призваны были вести мобильное наблюдение, посетив в день выборов не менее 8 избирательных участков на двоих (работали парами). Маршрут был составлен исходя из требований «ГОЛОС»а, а так же на основе списка «проблемных» участков, составленного членами гражданского движения «ПолитДозор» [http://politdozor.com/] по результатам предыдущих выборов, и пролегал по Дзержинскому району города Новосибирска.  Намеченные участки объехали накануне дня голосования, для рекогносцировки. Обещали не выгонять принять везде.
Участки
Участки
«Открывали» участок № 1440, что по улице Полякова 1В. 
Первый участок. Горизонт завален
Первый участок. Горизонт завален
Всё прошло гладко, согласно букве закона. Ровно в восемь часов появились первые, робкие избиратели, которые в силу обстоятельств, то же смогли поприсутствовать на торжественной церемонии.
 Первые избиратели. Урна ещё пуста
Первые избиратели. Урна ещё пуста
Единственное, не задолго до этого, председатель комиссии - приятной внешности женщина, разразилась тирадой в стиле: «посмотрите как наш окраинный микрорайон из четырёх многоквартирных домов, затерянный в глубинах частного сектора котеджного посёлка, приблизился к цивилизации», не применув при этом несколько раз воспользоваться приватизированным парией власти словом «стабильность». Агитацией это конечно же не было, поскольку никаких имён или названий не прозвучало, но сказано было с таким убеждением, что в памяти моей осело в виде события.  
Открытие. Гимн
Открытие. Гимн
Перед самым уходом из участка выяснили одну интересную вещь. Во время проведения предыдущих парламентских выборов, на этот участок поступала заявка на голосование вне помещения, из расположенной неподалёку психиатрической лечебницы. Естественно, мы изъявили большое желание поучаствовать в таком выездном мероприятии, если ему суждено будет состояться. Нам обещали непременно позвонить и откланявшись мы со спокойной совестью убыли к следующей точке. К сожалению, позже выяснилось, что: «Мясокомбинат на сегодня нарядов не прислал» [© «Операция Ы»]. Ну что же, не судьба.
Система видеонаблюдения баарахлит
Система видеонаблюдения баарахлит

У входа в школу, где располагалась следующая пара участков (1482; 1483), столкнулись с двумя юнцами явно школьного возраста, нанятыми некой ассоциацией инвалидов, для проведения екзитпола. И хотя сам факт проведения опроса на условиях анонимности вполне законен, ребята, видимо смущённые нашим пристальным вниманием, сдали свои позиции у крыльца и переместились в дальний угол школьной территории огороженной забором, а в последствии и вовсе ретировались. 

Экзитполовцы за работой
Стас беседует с ребятишками

Сам же участок запомнился лишь тем, что наблюдатель от КПРФ - сухой, жилистый старичок, очень настойчиво пытался выяснить мою гражданскую позицию, которую я совсем не собирался ему излагать. Закончилось все тем, что другой наблюдатель от той же партии, в лице пожилой женщины, пресёк допрос.

Подвозов не обнаружено
Подвозов не обнаружено
По пути к следующему участку поступил звонок из «ГОЛОС»а. Попросили посетить избирательные участки в школе №207 (участки №№ 1653 — 1656), куда по некоторым данным осуществлялся организованный подвоз избирателей. Пришлось несколько изменить маршрут, дабы заскочить в спальный район «Родники», где расположена интересовавшая нас школа. Как и положено, застроен такой район типовыми безликими многоквартирными коробками, комплектуемыми узкими дворовыми проездами и прочими радостями дурной архитектурной планировки столь любимой нашими градостроителями.  

Спальник. Горизонт выправлять не стал.
Спальник. Горизонт, да
Пожалуй во всём городе я не видел такой плотности стоянки автомобилей у домов, и не только у домов. Транспортными средствами забито всё, хоть сколько-нибудь свободное пространство. Кажется, что выйти из припаркованного здесь автомобиля можно только через крышу.
ПаркоФФка
ПаркоФФка
Про средства передвижения я рассказываю не случайно. Просто в таком механостолпотворении весьма сложно вычленить что-либо подозрительное, даже такое средство организованной доставки электората, как автобус. Покружив некоторое время вокруг школы, мы только окрепли в этом мнении. Да и как позже выяснилось, искали мы не совсем то. А вот неиссякаемые очереди по десять — двадцать человек с открепительными удостоверениями, внутри самих участков для голосования обнаружились без труда. 
Очередь по открепительным
Очередь по открепительным
Этим обстоятельством были весьма озабочены наблюдатели от КПРФ, а наблюдатель от кандидата М. Прохорова даже проследил за людьми, из «очереди по открепительным», садившимся в заказные микроавтобусы. Мало того, были известны организаторы подвоза, с которыми Станислав даже попытался поговорить, однако как не сложно догадаться, понимания с их стороны не нашёл. На одном из участков школы №207 встретил студента НГТУ, на тот момент наблюдателя от КПРФ. Андрей так же подтвердил, что очень много людей голосуют по открепительным удостоверениям. 
 Андрей (на кушетке слева от урн) подсчитывает брошенные бюллетени
Андрей (на кушетке слева от урн) подсчитывает брошенные бюллетени
Тут надо отметить, что организаторы очень грамотно выбрали участки для подвоза. Дело в том, что официально приписанных избирателей на участках школы №207 достаточно большое количество. На входе в здание, да и на самих участках, на момент нашего визита, толпа почти не иссякала. Поэтому человеку не искушённому, коими является большинство обычных избирателей, заметить неладное на фоне нормального процесса не представляется возможным.
Электорат активен
Электорат активен
А дальше маршрут наш продолжился как было намечено ранее. Избирательные участки   в основном оборудованы в небольших помещениях или коридорах, убоги в плане обстановки и не всегда удобны для наблюдения. Даже при небольшом количестве избирателей, присутствующих одновременно, становится тесно. Подозреваю, что выбор помещений связан исключительно с установкой системы видеонаблюдения (что бы не взбираться высоко). Лишь один раз я попал в помещение для голосования обустроенное в спортивном зале школы, где в углу, под одной из камер, приютилась непрезентабельного вида стремянка, с которой председатель станет показывать в объектив заполненный протокол УИК.
Стремянка
Стремянка
Контингент наблюдателей везде достаточно стандартен. На каждом участке не менее чем по одному наблюдателю от «ЕР» и «КПРФ» (на самом деле, практически везде по два, а иногда и по три человека от каждой, с разными полномочиями). Редко, но встречаются наблюдатели от «ЛДПР», «Яблока», Миронова и Прохорова. Представители единороссов в основной своей массе молодые люди студенческого возраста, совершенно инертные, не проявляющие к происходящему вокруг никакого интереса. Присутствуют исключительно для массовки, и заняты либо «фтыканием мобил», либо созерцанием красоты своего внутреннего мира, с закрытыми глазами естественно. Хотя нет, были и исключения. На одном из участков, мальчик едросс очень активно лапал обнимал коллегу — девочку, прямо не отходя от рабочего места, если так можно выразиться. И хотя окружающие не проявляли к ним никакого внимания, я зарделся при виде происходящего. Напротив, наибольшую активность проявляли представители «КПРФ» - люди в основном пожилые, но имеющие активную жизненную позицию, и готовые её отстаивать. А ещё мы несколько раз «наступали на пятки» наблюдателям из ОБСЕ, но так с ними и не встретились.
 Стандартный участок. Стандартный контингент 
Стандартный участок. Стандартный контингент 

На участке №1141 или №1442, не помню точно, представитель власти, в лице юного старшины мили полиции пытался запретить мне снимать. Только я начал было фотографировать, как бдительный блюститель порядка подскочил ко мне со словами: «Вы не имеете права здесь снимать».


  • Имею - резонно заметил я.
  • Нет, не имеете — повторил он.
  • На каком основании — в тон ему ответил я.
  • Я не могу Вам сейчас назвать законодательные акты, это Вам надо обратиться к моему начальству.
  • Давайте обращаться — парировал я, а про себя подумал, что незнание законов становится для господ полицейских «доброй» традицией.
  • Давайте отойдём в сторону.
  • Давайте — и мы с ним отошли в какой-то коридорчик, но обращаться к начальству почему то не стали.
  • У Вас должно быть разрешение на съёмку — завёл он стандартную песню.
  • Нет не должно быть, но тем не менее председатель комиссии такое разрешение мне дала.
  • А зачем Вы накрыли фотоаппарат блокнотом? - в его голосе чувствовалась победа, как будто он только что плюхнул меня на лопатки.

И действительно, после этой фразы у меня на некоторое время пропал дар речи. Ведь верно, я действительно положил блокнот на камеру, что бы записать пару фраз, совершенно не задумываясь о том, какие выводы из такого положения вещей сделает мощный и цепкий ум юного старшины. К слову сказать, блокнот этот самый, раза в два меньше, чем фотоаппарат. Вряд ли им можно было хоть что то прикрыть, но я это сделал. И хорошо, что моя речевая активность восстановилась не сразу, иначе я бы обязательно изложил полицейскому, что я думаю о его умственных возможностях, и где ему следует ловить жуликов. Однако, благодаря этой небольшой заминке, я смог себя сдержать, и очень вдумчиво изложил господину полицейскому что и на каком основании я могу снимать и записывать. Так же я напомнил ему, что прежде чем запрещать человеку что-либо, необходимо изучить соответствующие законы, ибо презумпция невиновности таки существует и в нашем отечестве, хоть и весьма формально. Даже показал ему пару снимков на мониторе фотоаппарата. На этом инцидент оказался исчерпан, хотя неприятный осадок остался, да.
Кульминацией дня выборов стало конечно закрытие участка №1443, на котором мне удалось поприсутствовать. Избиратели шли до самого закрытия. Последними, проголосовавшими стала молодая супружеская пара, за спинами которых закрыл на ключ дверь участка один из представителей «КПРФ».  Состав наблюдателей несколько отличался от стандартного присутствием представителя от «ЛДПР». Кроме того, один из наблюдателей от «ЕР», солидного вида мужчина - врач по профессии, увидев во мне «журналиста», долго пытался меня «потроллить». Делал он это правда с грацией бегемота, от чего сам оставался с носом. Примечателен он ещё тем, что при любом удобном и не очень случае, непременно упоминал свою грузинскую национальность, и очень не желал быть мной сфотографированным. Правда в кадр всё-таки пару раз попал, хоть и случайно.

Процедура подсчёта голосов, хоть и была максимально прозрачна, не обошлась без нарушений. 
 Погашение бюллетеней
Погашение бюллетеней
Всю процедуру расписывать не буду, остановлюсь только на основных моментах, те которые были с нарушениями. Данные по спискам проголосовавших не были оглашены по каждой книге в отдельности, а лишь в сумме по всем. Далее, перед вскрытием переносных ящиков для голосования не было объявлено число заявлений на голосование вне помещения.

 Вскрытие переносных ящиков
Вскрытие переносных ящиков
При подсчёте голосов, бюллетени хоть и предъявляли с оглашением выбранного кандидата, но делали это одновременно несколько членов избирательной комиссии одновременно. 

 "Разгрузка" урны
"Разгрузка" урны
Усугублялось это тусклым освещением помещения для голосования. То есть,  оценить правильность сортировки бюллетеней было весьма затруднительно. Ну и подсчёт голосов производился не методом перекладывания, а способом схожим с ручным подсчётом денежных купюр, несколькими членами комиссии одновременно.



Сортировка
Сортировка
Такое «ускорение» нисколько не смущало наблюдателей, несмотря на все мои увещевания. «Все же домой хотят...». Однако, видимо убитые высотой стопки бюллетеней в пользу кандидата Путина, представители «КПРФ» потребовали перекладывания, что и было осуществлено, уже под более пристальным наблюдением, но всё так же коллективно. Надо сказать, что в ходе данной процедуры несколько бюллетеней таки перекочевало из самой большой стопки оп другим, менее представительным. Испорченных бюллетеней оказалось не много, а по нескольким спорным всё решилось путём открытого голосования. 

 Стопки посчитанных бюллетеней
Стопки посчитанных бюллетеней
Кстати надо отдать должное девушке - секретарю УИК, которая весьма проворно управлялась с томом «Закона о выборах президента РФ», и во всех спорных случаях оперативно находила соответствующие статьи. Итоговое заседание Уик не состоялось, а вот протокол, как и было положено, был показан на камеру и зачитан. Призабавнейшее, надо сказать зрелище. И ещё. К сожалению, я упустил момент подписания заполненного протокола членами избирательной комиссии, хотя возможно этот момент случился гораздо раньше, когда протокол ещё был пуст... Сфотографировать копию протокола, выданного мне на руки, к сожалению не удалось, потому что как это водится, в фотоаппарате сели аккумуляторы. Протокол же, был незамедлительно сдан в «ГОЛОС», чем эпопея и закончилась.


Кстати, несмотря на предположения, по домам мы вернулись рано, между двумя и тремя часами утра следующего за днём голосования.

Вместо заключения.
В момент сортировки бюллетеней, я глядел на неумолимо растущую, на фоне других, стопку «за_кандидата_от_действующей_власти», и утирая скупую мужскую слезу, никак не мог взять в толк следующее. Вот все эти люди, голосующие за «стабильность», неужели не обращают внимания хотя бы на убранство помещений для голосования. Или может быть им нужна именно такая, убогая стабильность. А может быть их взгляд настолько затуманен, что они не видят голого короля. Или может быть... Нет непонятно. Одним словом, да голосование состоялось, а вот выборы, по моему мнению, нет. И по этому для меня, в моей стране теперь нет Президента.




P.S.: Это мой первый, относительно большой по объёму, публичный пост. Да стиль хромает, и безусловно много ошибок в орфографии и пунктуации (кто решит поправить, прошу в личку). Однако, несмотря на то, что с момента описываемых событий прошло достаточно много времени, да и статей таких как грязи, мне необходимо было поставить этим отчётом некую логическую точку. И конечно фотографии, они не очень хороши. Нет прямо скажем, они безобразны, несмотря на то, что снимались не на пивную пробку. Причин тому, объективных и не очень, много. Однако, ни к чему их перечислять, по мне достаточно лишь факта. Примите так как есть, или не примите...




3 комментария: